С
1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О
государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон), согласно которому кадастровый
учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в
единую систему учета и регистрации.
В настоящее время кадастровый
учет и регистрация прав – это разные процедуры, каждая из которых регулируется
отдельными правовыми актами предусматривающими ведение самостоятельных,
непосредственно не связанных друг с другом информационных ресурсов:
государственного кадастра недвижимости (при ведении кадастрового учета) и
Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
(при регистрации прав).
В соответствии с Законом в
целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет сформирован
Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит
сведения, содержащиеся в настоящее время в государственном кадастре
недвижимости (ГКН) и Едином государственном реестре прав на недвижимое
имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Создание Единого реестра
недвижимости позволит обеспечить одновременную подачу
заявлений на кадастровый учет и регистрацию прав, что сэкономит время граждан и
сделает операции с недвижимостью более удобными и надежными.
Срок осуществления государственного
кадастрового учета и государственной регистрации прав, в случае одновременной
подачи заявления, составит рабочих 10 дней. Если
заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав
уйдет не более 7 рабочих дней, а на постановку на кадастровый учет – не более 5
рабочих дней. Новый закон сокращает не только сроки регистрации; сведения из
Единого реестра недвижимости также будут предоставляться быстрее. Если вам
необходима выписка о вашем объекте недвижимости, вы сможете получить ее в
течение трех дней вместо пяти.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или)
государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы могут быть
представлены:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством
личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа
регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее -
личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью
при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении
2) в форме электронных документов и (или) электронных
образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной
подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в
том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и
муниципальных услуг (функций) или официального сайта с использованием единой
системы идентификации и аутентификации.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или)
государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов
на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от
места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав
или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации
прав и многофункциональных центров, который будет опубликован на официальном
сайте.
Подлежащие выдаче после осуществления государственного
кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы в форме
документов на бумажном носителе могут
быть доставлены в любое удобное для заявителя место и время. Для этого
необходимо при подаче заявления указать в нем способ получения «курьерская
доставка». Данная услуга будет платной.
Все записи Единого реестра
недвижимости будут храниться в надежной электронной базе данных, многократное
резервное копирование которой и высокая степень безопасности повысят уровень
защиты сведений. Таким образом Росреестр укрепит гарантию зарегистрированных
прав, минимизирует угрозу мошенничества и снизит для граждан и предпринимателей
риски операций на рынке недвижимости.
Согласно новому закону,
свидетельство о праве собственности выдаваться не будет. Кадастровый учет,
регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из
Единого реестра недвижимости, а регистрация договора или иной сделки –
специальной регистрационной надписью на документе о сделке.