Вечерняя Казань / № 144(2251) / Культура / Они умерли для мира, но молятся за него

Вдали от шума городского

Они умерли для мира, но молятся за него

В Свято-Воскресенский Макарьевский мужской монастырь так просто не попадешь - далеко от Казани он расположен, на левом крутом берегу реки Свияги, почти что в лесу. Зимой вообще не добраться: дорогу снегом заносит. А летом и осенью туристы, как правило, проплывают мимо - на знаменитый остров-град Свияжск, где побывать - престижно. Древняя Макарьевская подгорная пустынь манит лишь паломников...

Кстати сказать, Макарьевская пустынь никогда не имела громкой славы, всегда была "святыней под спудом", служа тому делу, ради которого и устроилась - иноческому житию. Предание утверждает, что она была основана в конце XVI века одним из последователей святого Макария Желтоводского схимонахом Исайей. Сам преподобный Макарий будто отдыхал в том месте, где стоит ныне пустынь. Отдыхал, возвращаясь из Казани на родину в Нижегородский край...

...Во дворе монастыря послушник прокручивает через мясорубку древесный уголь. Потом угольную муку смешают с клейстером и зальют в формочки, получится содержимое для кадила, эдакие маленькие аккуратные заготовки. Все лучше, чем покупать. Дешевле. Спрашиваем у послушника: "А где наместник - игумен Глеб?". - "Да приболел он у нас что-то, в келье он своей".

К братскому корпусу ведет узенькая тропинка, слева от нее - нехитрый огород монахов: кое-как сколоченная теплица, грядки с капустой (явно удалась она в этом году), цветов очень много... Отец Глеб принял нас в трапезной. На всех подоконниках - груды помидоров.

- Урожай томатов в этом году хороший собрали, - улыбается он. - Слава Богу! А я вот приболел что-то, надо пойти искупаться в купальне нашей, где вода - из освященного святого источника. И пройдет болезнь - как рукой снимет! Не верите? А зря. К нам частенько приезжают немощные - исцеляются. Вот недавно мужчина один был, рука у него болела - даже к уху ее поднять не мог. Три раза окунулся, вышел, сел на лавочку и машинально так стал расческой волосы расчесывать. Жена его аж обомлела: ой, говорит, рука-то, рука-то у него подниматься стала, чудеса!..

Игумен Глеб стал наместником Макарьевского монастыря год назад - владыка благословил. До этого служил в Зилантовом монастыре. О своей "домонашеской" жизни не рассказывает принципиально:

- Став монахом, человек умирает - тот, что был прежде, умирает. Ведь даже имя новое ему дают, когда он постриг принимает. Я, как и все монахи, умер для мира, я для Бога живу. Молюсь Ему за мир "оставленный".

То, что Макарьевский монастырь не жалуют туристы, что он непопулярен в миру, похоже, его ничуть не беспокоит:

У святого источника

- Монах - это от слова "моно", что значит - один. Жить отшельником, вдали от соблазнов - суть монашества... Да, трудные нынче у нас времена: работы по восстановлению монастыря - непочатый край. Но нас не торопит никто - с Божьей помощью справимся. Вот альпинисты по своей воле пожаловали недавно и храм нам побелили. Приглашать строителей, устанавливать "леса" - дорого...

Отец Глеб рассказал нам, что сейчас в России три действующих Макарьевских монастыря - под Нижним Новгородом, в Костроме и под Казанью. Изначально все они были монастырями мужскими, сейчас - только тот, что под Казанью, мужской. И, наверное, самый - пока - неухоженный. Его передали епархии в 1996 году. После революции и до 1986 года здесь был санаторий для детей, больных туберкулезом, склад завода "Электроприбор".

- Знаете, что по-настоящему обидно? - говорит отец Глеб - То, что монастырь серьезно пострадал уже в наше время. В 1992 году такой пожар здесь случился - очевидцы говорят, что неделю все горело. Исчезли все документы, уничтожена часть настоятельского корпуса и почти ничего не осталось от храмовой росписи, от редких уже в России фресок. До революции, говорят, здесь такое благолепие было... У монастыря была своя пасека, кузница, рыболовством монахи занимались. Сами себя обеспечивали, даже благотворительностью занимались. Нам до этого еще далеко, да и монашествующих немного... Вот мы желаем на следующий год пчел завести. Сейчас у нас хозяйство небольшое: куры да корова с двумя телочками. Яйца, молоко, масло и сметана - у нас свои.

Говорят, что расцвет Свято-Воскресенского Макарьевского монастыря пришелся на XIX век: помог император Павел I. В 1798 году, спускаясь на катере от Свияжска в Казань, он обратил внимание на местоположение пустыни, ее бедные строения. И повелел он выделить некоторые суммы на улучшение обители. С тех пор, пожалуй, и не было у монастыря таких именитых покровителей.

Сегодня Макарьевская пустынь, несмотря на потерю былого великолепия, все равно поражает. Красотой. Величественны летний Вознесенский трехпрестольный храм (говорят, в нижнем подвале этой церкви - могила основателя пустыни схимонаха Исайи, почившего здесь 10 декабря 1667 года), зимний - "Всех скорбящих радость"... До революции в зимнем храме монастыря было калориферное отопление. Сейчас в монастыре проводят газ, отопление. Надеются успеть завершить эти работы до наступления зимы.

- Поймите, - говорит отец Глеб, - обитель строилась не один год, не одно десятилетие. Для того, чтобы воссоздать утраченное, - тоже немало времени надо. Нам мало кто помогает. Я ж говорю - с Божьей помощью справимся.

Фото Олега КОСОВА.

Айсылу КАДЫРОВА